Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образовательного пространства Краснодарского края
С целью совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушения интеллекта, осуществления методической и консультативной помощи педагогам, работающим с данной категорией детей и в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2019г. №766 «О совершенствовании деятельности государственных общеобразовательных организаций Краснодарского края специальных (коррекционных) школ и школ – интернатов – ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования и внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 20 января 2016 года №273 «Об утверждении положения о деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края как ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования» на базе нашего образовательного учреждения создан Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования в Краснодарском крае.
Цели и задачи деятельности Ресурсного центра
Целью деятельности РЦ является ресурсная поддержка инклюзивного образовательного пространства Краснодарского края, накопление, систематизация, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленного на решение приоритетных задач развития системы образования.
На Ресурсный центр возлагается реализация следующих задач:
- построение системы взаимодействия с муниципальными образовательными организациями в соответствии с профилем его деятельности;
- установление рабочих контактов и обмен опытом и информацией с различными структурами, работающими по проблеме инклюзивного образования;
- формирование и подготовка тьюторов из числа наиболее квалифицированных в области коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических работников Ресурсного центра;
- создание условий для методического сопровождения и повышения квалификации на базе Ресурсного центра педагогов образовательных организаций территории, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ;
- участие либо содействие в апробации и (или) разработке, внедрении новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях;
- координация сетевого взаимодействия образовательных организаций направленного на их взаимную методическую поддержку в вопросах обучения, воспитания, коррекции развития и поведения обучающихся с ОВЗ и др.
- консультирование педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проекта
В Федеральном законе № 273 – ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 1, Ст. 2, Ст. 3, Ст. 5) указано, что «должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; отмечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение качественного образования». Создание таких условий ставит перед педагогическими коллективами задачу изменения традиционных форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование).
Право каждого ребенка на образование закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989), Конституции РФ, направленных на защиту прав и достоинства лиц с инвалидностью, Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.
Ускорить процесс инклюзивного образования можно, используя ресурсы специальных (коррекционных) учреждений через осуществление практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Так появилась необходимость в создании Ресурсных центров по организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРАКТИКУ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
ПРИГЛАШАЕМ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКОЙ.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы; оно направлено на развитие у всех детей способностей, учитывая их возможности.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку ученику. Важно понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения.
Инклюзия – это право, а не привилегия для избранного.
Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.
Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Когда необходимо заключение ПМПК:
- Специальные условия обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- образовательные программы (АООП), методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
Для лиц, имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.
Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:
- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ)
- увеличение продолжительности на 1,5 часа
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому)
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.
Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения были проведен мастер-класс для педагогов школы на тему «Методы и приемы установления контакта с аутичным ребенком».
В рамках работы ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования специалистами школы был проведен дистанционный семинар для общеобразовательных организаций Краснодарского края на тему «Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС».
Также была проведена выставка творческих работ учащихся с РАС «Мир моими глазами».
По запросу родителей специалистами школы были проведены индивидуальные консультации по вопросам социализации учащихся с РАС.
Единые требования к оценке качества знаний.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
Педагогическая дифференциация учащихся
Программа базовых учебных действий.
Алгоритм разработки специальной индивидуальной программы развития.