В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ). Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.
Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, необходимо способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.
Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других ПАВ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование личности стойкой к стрессовым ситуациям. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха. Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.
Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.
Цели программы:
Каждой возрастной категории своя целевая установка.
1-4 классы:
- пропаганда здорового образа жизни;
5-7 классы:
- формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью – основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе;
8-9 классы:
- формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных
целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья.
Задачи программы:
- предупреждать возникновение у подростков установки на желание попробовать наркотик;
- обеспечить эффективность занятий с детьми, склонными к употреблению наркотических средств;
- совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики наркомании и правонарушений;
- направить работу школьной социально-психологической службы на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных качеств, способных провоцировать желание употребить наркотики;
- привлечь родителей к вопросам профилактики наркомании.
Содержание программы отвечает следующим
принципам:
Индивидуализация - подход к каждому ребенку, склонному к стрессу, попадающему в зависимость от других, способному к принятию решения попробовать наркотики.
Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или ПАВ;
- укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;
- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;
- повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;
- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;
- проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.
Программа по профилактике наркомании
Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся:
для учащихся 1-4 классов «Будем здоровы, будем дружить»:
- эмоциональное развитие младших школьников;
- знакомство со здоровым образом жизни;
- начало ведения дневника здоровья.
Для учащихся 5-7 классов «Я и мои друзья»:
- формирование базовых навыков общения;
- формирование умения сказать «нет»;
- формирование знаний и представлений учащихся о вреде курения и алкоголизма.
Для учащихся 8-9 классов «Я и мое будущее»:
- развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе;
- развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя;
- формирование знаний и представлений учащихся о вреде наркомании, о
СПИДе.
Программа для учащихся младшего школьного возраста осуществляется через информирование детей о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.
Содержание предлагаемого курса охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?»
Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер. На них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Программа курса для учащихся с 1 – 9 класс состоит из 9 занятий.
При проведении занятий используется дружеская беседа между равноправ-
ными партнерами: классным руководителем и детьми. На занятия можно
приглашать психолога школы, социального педагога, медиков школы.
1 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во часов на тему |
1. |
Знакомство с . Правила групповой работы |
1 |
2. |
«Я» – что можно сказать |
1 |
3. |
Учимся общаться |
1 |
4. |
Учимся понимать друг друга |
1 |
5. |
Ты и твои друзья |
1 |
6. |
Что полезно, что вредно |
1 |
7. |
Что делает человек, когда ему плохо/хорошо. |
1 |
8. |
Курения и его последствия |
1 |
9. |
Твое здоровье. Завершение курса. |
1 |
2 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во часов на тему |
1. |
Мое место среди других людей. |
1 |
2. |
«Я» – что можно сказать |
1 |
3. |
Как мы общаемся друг с другом. |
1 |
4. |
«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты». |
1 |
5. |
Кому я могу доверять |
1 |
6. |
Действие курения на человека. |
1 |
7. |
Твое здоровье. |
1 |
8. |
Что делает человек, когда ему хорошо/плохо. |
1 |
9. |
Учимся быть здоровыми. Завершение курса. |
1 |
3 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во часов на тему |
1. |
Мой дом – моя крепость. |
1 |
2. |
Наш класс – дружная семья?! |
1 |
3. |
«Дружбой дорожить умейте…» |
1 |
4. |
Твои эмоции. |
1 |
5. |
Одиночество. |
1 |
6. |
Табак и алкоголь – вредно или… |
1 |
7. |
Мои права. |
1 |
8. |
Я умею говорить «нет». |
1 |
9. |
Мы умеем быть здоровыми. Завершение курса. |
1 |
4 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во часов на тему |
1. |
Быть принятым другими – не значит быть, как все. |
1 |
2. |
Как мы общаемся. |
1 |
3. |
Ты и твое настроение. |
1 |
4. |
Взаимоотношения с родителями. |
1 |
5. |
Табак, алкоголь, наркотики. Их действия на человека. |
1 |
6. |
Скажи уверенное: «НЕТ!» |
1 |
7. |
Через спорт - к здоровому образу жизни. |
1 |
8. |
Учимся быть успешными. |
1 |
9. |
Без проблем к будущему. Завершение курса. |
1 |
Для учащихся 5-7 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.
5 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во час на тему |
1. |
Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми. |
1 |
2. |
Общение с ребятами класса, школы |
1 |
3. |
Способы и виды общения. Умение вести диалог. |
1 |
4. |
Эмоции и их роль в общении. |
1 |
5. |
Здоровье – условие самореализации личности. Факторы отрицательного воздействия на здоровье. |
1 |
6. |
Как укрепить здоровье. |
1 |
7. |
Курить – здоровью вредить. |
1 |
8. |
Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости. |
1 |
9. |
Успешный человек – здоровый человек. |
1 |
6 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во час на тему |
1. |
Кто я – ребенок или взрослый? Особенности подросткового возраста |
1 |
2. |
Общение, его роль в достижении жизненного успеха. |
1 |
3. |
Я среди других. |
1 |
4. |
Конфликты дома, в школе, на улице. |
1 |
5. |
Понятие самооценки. |
1 |
6. |
Как бороться со стрессом и скукой. |
1 |
7. |
Психологические и физиологические аспекты и последствия курения и приема алкоголя. |
1 |
8. |
Что такое наркотики. |
1 |
9. |
Жизнь без наркотиков – это здорово! |
1 |
7 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во часов на тему |
1. |
Знакомство: умение общаться в коллективе. |
1 |
2. |
Роли в группе. «Дурная компания» |
1 |
3. |
Сопротивление давлению сверстников. |
1 |
4. |
Я могу ошибаться и терпеть неудачи. |
1 |
5. |
Курение. Курение и общество. |
1 |
6. |
Алкоголь, наркотики и закон. |
1 |
7. |
Умение сказать «нет» наркотикам. |
1 |
8. |
Доверять или нет? (Как оценивать информацию). |
1 |
9. |
Я сам принимаю решение - быть здоровым! |
1 |
Программа 8-9 классов включает в себя темы, которые рассматривают вопросы злоупотребления ПАВ и наркотиков лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.
В старших классах тяжесть и отрицательная динамика социальной патологии в приобщении к наркотикам, обусловлена, в основном, социально-экономическими и геополитическими факторами.
Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. С учетом этого и подобрана тематика занятий.
8 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во час. на тему |
1. |
Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми, ритуалы знакомства. |
1 |
2. |
Общение, его роль в достижении жизненного успеха. |
1 |
3. |
Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. |
1 |
4. |
Умеем ли мы слушать? |
1 |
5. |
Почему мы конфликтуем? |
1 |
6. |
Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости. |
1 |
7. |
Как воздействует табак, алкоголь и наркотики на организм человека? |
1 |
8. |
Антиреклама наркотиков. Реклама жизни, свободной от наркотиков. |
1 |
9. |
Успешный человек – здоровый человек. |
1 |
9 класс
№№ п\п |
Наименование занятия |
Кол-во час. на тему |
1. |
Знакомство: взаимодействие с другими людьми. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь. |
1 |
2. |
Что я ищу в дружбе? |
1 |
3. |
Конфликт. Как вести себя в конфликте? |
1 |
4. |
Умеем ли мы уважать себя? |
1 |
5. |
Удовольствие и радость. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости |
1 |
6. |
Последствия употребления табака и алкоголя для здоровья. |
1 |
7. |
Наркотики и последствия для здоровья. |
1 |
8. |
Наркотики – путь в «никуда». |
1 |
9. |
Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития. |
1 |
1. Создать школу «Юные учителя здоровья» из числа старшеклассников, которые смогут выслушать и помочь делом и словом в решении каких-либо проблем у учеников школы, которые могут привести к наркотикам.
2.Подготовить социальной службе анкеты, которые при помощи вопросов помогут в определении актуальности профилактики для той или иной группы детей, помогут указать направления для выхода из создавшейся ситуации.
3.Организовывать и проводить тематические дискуссии, ролевые игры, тренинги, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, посвященных здоровому образу жизни, антинаркотической направленности.
4. Продолжить выпуск школьной газеты ежемесячно со страничкой о здоровом образе жизни в классах.
5. В рамках учебного процесса учителям-предметникам организовать выполнение учащимися исследовательских и информационно-просветительских проектов антинаркотической направленности.
6. Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных и других секциях школы, в кружках ДДТ «Союз» и т.д.
7. Проведение уроков здоровья классными руководителями совместно с социально-психологической службой и медиками школы. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.
Работа социально-психологической службы школы
Работа этой службы предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, а та же организацию условий для успешной адаптации.
Основными формами работы являются: психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для учащихся, организация коррекционных тренингов.
Работа с родителями
Это направление предполагает решение следующих задач:
1. воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению употребления наркотических и ПАВ);
2. образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).
Формы работы:
- лекторий;
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах, осуществляемых на базе психологической службы школы;
- участие в занятиях классных руководителей по антинаркотической направленности, в классных часах и мероприятиях школы по профилактике наркомании.