В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
Нормативно-правовые документы
- Конвенция о правах инвалидов
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о специально оборудованных учебных кабинетах |
В ГБОУ школа №59 г. Краснодар детям с ограниченными возможностями предоставлены специальные условия согласно образовательным потребностям обозначенным в рекомендациях ПМПК. Контингент детей с ОВЗ представлен категориями детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушением интеллекта, сложным дефектом, расстройством аутистического спектра. Для каждой категории детей оборудованы групповые помещения, организована соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи) в учебных кабинетах, оборудованных в соответствии с психофическими особенностями детей. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. Кабинеты учителей-логопедов Организация коррекционно-развивающей среды в кабинетах учителей-логопедов ориентирована на организацию учебного процесса с учетом особенностей детей с умственной отсталостью и с учетом особого подхода (специфики) взаимодействия детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) со взрослым и со средой. В кабинетах имеется все необходимое оборудование для реализации образовательных задач в соответствии с реализуемыми программами. Кабинеты учителей-дефектологов Кабинеты учителей-дефектологов предназначены для работы с детьми с нарушением интеллекта и с детьми-инвалидами группы «Особый ребенок». Оснащение кабинета дефектолога в школе предусматривает оборудование некоторых помещений, разделенных на отдельные функциональные зоны – учебную, игровую и двигательную. Кабинеты оснащены необходимой мебелью, все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны и безопасны для детей. Материально-техническая база кабинета дефектолога соответствует принципам: научности, безопасности и сохранения здоровья, соответствия возрастным и физиологическим характеристикам воспитанников, активного восстановления: учебные материалы и методические пособия создают условия, максимально способствующие исправлению нарушений и компенсации патологических состояний. Кабинеты педагогов-психологов Кабинеты психологов - специфичные помещения, которые функционально служат определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. А также, это - часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. Оборудование для интеллектуального и эмоционального развития;
Пространство кабинетов педагогов-психологов организованы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога, поэтому помещения разделены на несколько функциональных зон. Основным пространством кабинетов является рабочие места психологов с письменным столом, стулом, полками и стеллажами для документации, методических пособий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Средства обучения и воспитания, используемые в школе для обеспечения образовательной деятельности с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы общего образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. В наличии имеются печатные пособия, интерактивные игры, аудиовизуальные комплекты для тематических презентаций, наглядные пособия, спортивное оборудование. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
Центральный вход и спортивный зал оборудован звонком, въездом, съездом, подъемниками. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок в образовательной организации отсутствуют. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о специальных условиях питания |
Специальных условий питания детей инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о специальных условиях охраны здоровья |
Условия охраны здоровья обучающихся В соответствии со ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МБДОУ созданы условия для охраны здоровья обучающихся: 1. Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
2. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
3. Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации
4. Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ОУ (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
5. Территория ОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие. Игровые площадки для детей с ОВЗ имеют специальное безопасное покрытие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ОО предусмотрен в читальном зале библиотеки школы и кабинете информатики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ воспитанников, в том числе обучающимся с ОВЗ, к электронным образовательным ресурсам в условиях школьной организации не предусмотрен основными образовательными программами образования, реализуемыми в ОО. Официальный образовательной организации имеет версию для слабовидящих На сайте ОУ доступ к электронным образовательным ресурсам для использования родителями в домашних условиях обеспечен на странице "Безопасные сайты"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования В школе имеются различные технические средства обеспечивающие оптимизацию образовательного процесса, стимулирующие активность детей за счет визуализации процесса деятельности и на основе практико-ориентированного подхода средствами игровых технологий. Технические средства используются в образовательном процессе для всех категорий детей, в том числе и для детей с ОВЗ. Оборудование для работы с детьми:
Оборудование для ведения документации:
|
- о объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Все объекты, находящиеся на территории школы, пригодны для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (и инвалидами). Входы обеспеченны пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии, тактильные таблицы со шрифтом Брайля на кабинетах) для слабовидящих |
- о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Доступ в библиотеку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата не ограничен, для лиц с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушениями умственного развития - доступ в библиотеку не ограничен |
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о наличии жилых помещении в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами ас ограниченными возможностями здоровья |
ГБОУ школа №59 г. Краснодара не имеет в наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Здания ГБОУ школы № 59 г. Краснодара признано доступным для инвалидов и других маломобильных групп населения. | |
Территория ГБОУ школы № 59 доступна для посетителей всех категорий инвалидов и других маломобильных групп населения. |
Парковки для инвалидов на территории школы нет. В зоне стоянки транспортных средств не предусмотрена парковка для инвалидов |
Входной узел и иные помещения здания ГБОУ школы № 59 доступны для посетителей всех категорий инвалидов и других маломобильных групп населения
|
Доступность обеспечивается с помощью сотрудников учреждения, ответственных за сопровождение инвалидов и других МГН |
Занятия с учащимися в сенсорной комнате (комнате эмоциональной разгрузки)
Сенсорная комната представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок (взрослый),пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно(или в сопровождении психолога) исследует окружающее.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций.
В состав сенсорной комнаты ГБОУ школы № 59 г.Краснодара входят следующие виды оборудования:
1. Мягкие покрытия
2. Комплект «Сенсорный дуэт»
3. Сухой бассейн
4. Световая пушка с зеркальным шаром
5. Настенная интерактивная панель «Цветные фигуры– 8»
6. Настенный модуль «Сравнениецветов»
7. Световой модуль для рисования песком
8. Настенное панно «Бесконечность»
9. Настенный фибероптический ковер «Звездное небо»
10. Зеркало «Веселый свет»
Занятия в сенсорной комнате проходят по программе, разработанной педагогом-психологом школы №59 (рецензия ГБОУ ККИДППО) «Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов специальной (коррекционной)школы VIII вида» и ориентирована на решение следующих задач:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксациии душевного равновесия;
- активация различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание,слух);
- развитие двигательных функций;
- создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному взаимодействию.