Пояснительная записка для внеурочной деятельности.
Реализация АООП в ГБОУ школе №59 г. Краснодара осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность в начальной школе ГБОУ школы №59 направлена на социальное, нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное развитие и осуществляется по соответствующим направлениям. В рамках социального развития учащихся реализуется программа внеурочной деятельности «Все работы хороши, выбирай на вкус». Нравственное направление реализуется через программу «Азбука нравственности», спортивно – оздоровительное через программу «Азбука пешеходных наук», общекультурное через программу «Кубановедение».
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся, развитие интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в различных видах деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; сотрудничества, расширения рамок общения в социуме.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с различным уровнем интеллектуального развития. Виды совместной деятельности подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как игры, экскурсии, творческие фестивали, выставки, конкурсы, соревнования, праздники, летние оздоровительные площадки.
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Программа построена на сюжетно-ролевых играх с профессионально-ориентированным характером, реализующих представления о многообразии и особенностях профессий современного общества с учетом возрастных особенностей детей. Данные игры способствуют самоопределению будущей профессии, развитию интереса к тому или иному виду деятельности уже на первой ступени учебного процесса, воспитанию морально-волевых качеств личности. Результатом становится «самоопределение» младших школьников на основе умения видеть особенности разных видов труда и сравнения профессий. В нашей школе мы создаем такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует физические, трудовые, умственные и эмоциональные ресурсы при взаимодействии с окружающей социальной средой. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства обеспечивает базу, опираясь на которую возможно в дальнейшем выбрать подходящую профессию, получать удовольствие от ее реализации и являться полноценным счастливым членом общества.
Цель программы:
развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии.
Задачи:
· познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
· формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;
· развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
· создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
· приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям и к уважению людей разных профессий.
· воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Реализация данной программы рассчитана на возрастные особенности детей 7-11 лет.
Программа предусматривает следующие формы занятий:
· Беседы
· Сообщения
· Встречи с интересными людьми
· Просмотр видеоматериала
· Экскурсии
· Конкурсы
· Показательные выступления
· Праздники
· Викторины
· Интеллектуально-познавательные игры
· Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых
· Составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых
«Кубановедение»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету «Кубановедение» разработана на основе авторской программы по кубановедению для 1–4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы– сост.: Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. и др. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2019 г. Доработанной с учетом требований ФГОС НОО на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и ориентирована на работу по курсу внеурочной деятельности. Рабочая программа составлена с учетом психо - физиологических особенностей младших школьников коррекционно – развивающего обучения.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания учебного предмета «Кубановедение».
Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной картины мира и понимания роли своей малой Родины.
Цель программы «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально – активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующий задачи:
- Сформировать чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края.
- Изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
- Развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- Воспитывать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- Развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
«Азбука нравственности»
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Первый уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально - приемлемых моделей поведения.
Актуальность разработки и реализации программы связана с решением важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы.
«Азбука пешеходных наук»
Программа курса «Азбука пешеходных наук» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно –оздоровительному направлению «Я – пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников правилам дорожного движения.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на улицах и дорогах. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
-ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью.