ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
-
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
-
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
-
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
-
Креативное мышление.
-
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (скачать)
Письмо от 17.09.2021 № 03-1526 о методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (скачать)
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ № 590 от 6 мая 2019 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (скачать)
Письмо министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 11.10.2021 №47-01-13-22936/21 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях" (скачать)
Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 30.09.2021 №461 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края» (скачать)
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края №47-01-13-22936/21 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях"(скачать)
Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21.09.2021 №2979 об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края (скачать)
Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования (скачать)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (скачать)
Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" (скачать)
Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" (скачать)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (ФИПИ)
Материалы для 5-9 классов и учителей по развитию функциональной грамотности
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Информируем о продолжении работы, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование». Сообщаем о необходимости выполнения обучающимися 7 и 8 классов муниципальных общеобразовательных организаций Краснодарского края трех диагностических работ по функциональной грамотности (далее – диагностические работы) на платформе https://fg.resh.edu.ru/ в соответствии с графиком проведения диагностических работ (приложение).
Методические материалы по вопросам оценки и формирования функциональной грамотности опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru).
Основная цель проведения диагностических работ – продолжение организации работы общеобразовательных организаций по внедрению в учебный процесс электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности (https://fg.resh.edu.ru/), разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (далее – Банк заданий).