Программа по профориентации «Я выбираю профессию»
Возраст учащихся: 15-17 лет (8-9 класс)
Пояснительная записка
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников. Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Особенно важно профессиональное ориентирование, самоопределение для учащихся специальной (коррекционной) школы. Ведь для лиц с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятости лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы. Созданные в ней условия обеспечивают ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решение сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Программа «Я выбираю профессию» относится к профессионально-ориентированным курсам. Написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).
Содержание программы.
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:
1. углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
2. развитие механизмов самопознания;
3. коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
4. расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
5. пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы.
Программа курса рассчитана на 34 часа: 17 часов – 8 класс, 17 часов – 9 класс.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
1. знание и учет умственных возможностей и способностей;
2. знание требований профессии к человеку;
3. умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
Программа имеет своей целью знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Основные задачи курса:
1. мотивация личностного роста ученика;
2. создание условий для сознательного выбора профессии;
3. актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;
4. переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
1. словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
2. наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
3. практические: упражнения, деловые игры, практические работы.
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:
1. воспитывающая и развивающая направленность обучения;
2. научность и доступность;
3. систематичность и последовательность;
4. связь обучения с жизнью;
5. принцип наглядности;
6. сознательность и активность учащихся;
7. индивидуальный и дифференцированный подходы.
Программа курса не предусматривает систему отметок.
Продолжительность занятия 40 минут.
По завершении изучения курса учащиеся должны знать:
1. свои способности и возможности;
2. основные правила выбора профессии;
3. владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
4. иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
Учащиеся должны уметь:
1. адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
2. ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями.
Посещение Музея городского электрического транспорта г.Краснодара учащимися было организовано в рамках системной профориентационной работы, проводимой Центром поддержки гражданских инициатив совместно с НКО и МУП « КТТУ» в рамках январской акции « Мой выбор» приуроченной к Международному дню образования с целью ознакомления и повышения престижа профессий, связанных с городским наземным электрическим транспортом.
Началась экскурсия с посещения Музея городского электрического транспорта, где ребята ознакомились с историей возникновения трамвайно-троллейбусного предприятия в городе Краснодаре.Старинные фото старинных трамваев. Например, модель, садиться в которую надо было прямо «через стенку», с улицы, в каждое «купе» – свой вход. Или фото смешного автобуса 1913 года выпуска, вместимостью 15 человек – как нынешняя маршрутка. Рельсы и «хваталки», которыми эти рельсы таскают. Хваталки для шпал тоже были. Руль от старого трамвая оказался похож на ручку от мясорубки, а красный штурвал оказался… тормозом.
Работники предприятия рассказали детям о профессиях транспортной отрасли, дали советы как определиться с профессиональным выбором. Ребята интересовались, как и куда обратиться при поступлении на работу, графиком работы водителя, кондуктора, какие документы необходимо при поступлении на работу.
Особый интерес у ребят вызвало посещение цеха планового и текущего ремонта подвижного состава. Учащиеся наблюдали за работой слесарей, токарей, механиков и даже кузнеца.
Побывав на предприятии, учащиеся расширили свои представления о мире профессий, и им легче будет выбирать специальность в соответствии со своими интересами и способностями.
30 января 2020 года интересно прошла профориентационная игра «Бюро по трудоустройству», которую подготовила и провела совместно с ребятами 9-х классов социальный педагог школы
В увлекательной форме ребята узнали о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомились с типологией и различными характеристиками профессий, получили некоторые советы и рекомендации по данной теме.
Ребята самостоятельно искали работу по объявлениям в газетах, рассуждали, насколько они готовы к этой работе, разыгрывали ролевой диалог.
29 января в школе прошло заключительное мероприятие предметной недели по трудовому обучению – это мастер – класс старшеклассников с учащимися 4-5 классов «Посвящение в профессию».
Учащиеся, мастера швейного, столярного дела и цветоводы в увлекательной форме рассказали и показали детям, чем занимаются они на уроках трудового обучения. Они познакомили ребятишек с различными инструментами и приспособлениями, понятиями кто и что делает на работе.
Особый восторг и желание вызвало у всех учащихся 4-5 классов самостоятельно попробовать забить гвоздь, посадить цветок, пришить пуговицу. Ну и конечно не обошлось без подарков.
Учащиеся 5 класса получили от ребят 9-а класса подарки: фартуки сшитые швейниками старшеклассниками для работы на уроках трудового обучения. Учащимся 4 класса мастера цветоводы подарили вместе посаженные комнатные растения.
Во время мероприятия зале царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. Мастер-класс прошел на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом и имел большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение для всех участников.
В веке нано - технологий забываем мы порой,
что в душе любой мужчина должен быть мастеровой.
Должен всё уметь он в жизни: суп варить, дрова колоть,
гвоздь забить в любую стену, грядку чисто прополоть,
и чинить розетку в доме, и ножовкою пилить,
ловко полочку повесить, стены красить и белить.
И хотя повсюду сервис окружает нас сейчас,
это в жизни пригодится, может вам еще не раз.
27 января в рамках предметной недели по трудовому обучению в нашей школе было проведен конкурс по столярному делу «Мастера -затейники» для 5-9 классов.
Обучающиеся с удовольствием приняли участие в конкурсах. Переходя от одного конкурса к другому, учащиеся могли не только воспринимать информацию, но и логически мыслить, проявлять находчивость, самостоятельность, использовать накопленный опыт в новых условиях.
Во время мероприятия в зале царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. Много впечатлений, веселья, позитивного настроения, как участникам, так и зрителям добавил этот праздник, на котором не было побеждённых, а в награду все участники получили массу положительных эмоций.
24 января в рамках предметной недели по трудовому обучению в нашей школе было проведено открытое мероприятие «Золотая игла» для 5-9 классов.
Конкурсы – важная соревновательная форма, где учащиеся демонстрируют свой творческий потенциал, любознательность, находчивость, стремление знать и уметь больше других. Соревновались две команды: «Рукодельницы» и «Портняжки» .
Ученицы продемонстрировали умение презентовать себя, творческие способности, трудолюбие и мастерство при выполнении заданий, активность, артистизм и смекалку. Конкурсы проводились по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам.
Болельщики принимали активное участие в разминках между конкурсами. По окончанию мероприятия были объявлены победители. Все участники получили заряд бодрости и хорошего настроения.